В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
В соответствии с положениями о разработке стандартов, пересмотр стандартов рекомендуется производить не реже чем через 5 лет.
Первый вариант стандарта на СКУД был принят в 1998 г. Стандарт был разработан по инициативе НИЦ "Охрана" МВД России в рамках работ по национальной стандартизации в области систем противокриминальной защиты. Разработка проводилась российским техническим комитетом по стандартизации ТК 234 "Системы тревожной сигнализации и противокриминальной защиты". НИЦ "Охрана" МВД России – ведущая организация комитета по стандартизации ТК 234. Работа над стандартом СКУД проводилась в НИЦ "Охрана" с середины 1990-х гг. в рамках развития нормативной базы на интегрированные системы безопасности (ИСБ).
Понятие ИСБ впервые появилось в ведомственном нормативном документе МВД России: "Перечень технических средств вневедомственной охраны, разрешенных к применению в 1999 г." П 78.36.001–99. В "Перечне" появился раздел: "Интегрированные системы безопасности (комплексы технических средств безопасности, комбинированные системы безопасности)", в котором была дана формулировка термина ИСБ: "Данные системы включают в себя совместно функционирующие телевизионные системы наблюдения, системы контроля и управления доступом, охранную и пожарную сигнализацию, а также ряд дополнительных подсистем, обеспечивающих защиту от различных видов угроз, возникающих на объектах. Область применения ИСБ – обеспечение комплексной безопасности больших, средних и особо важных объектов".
Для применения ИСБ потребовалась нормативно-техническая база. Охранная и пожарная сигнализация на то время была достаточно обеспечена стандартами и ведомственной научно-технической документацией (НТД). Потребовалась разработка стандартов на телевизионные системы наблюдения, впоследствии получившие название "системы охранные телевизионные (СОТ)", и, соответственно, на СКУД.
Во второй редакции стандарта на СКУД (от 2008 г.) были учтены определенные замечания и предложения специалистов различных организаций, так или иначе связанных с контролем доступа.
С 2007 г. активно ведется работа над стандартизацией СКУД в международном техническом комитете МЭК ТК 79 Alarm and Electronic Security Systems ("Электронные системы тревожной сигнализации"). Подробнее о ходе работ над стандартами СКУД в ТК 79 было написано в статье "Новый подход МЭК к стандартизации в СКУД" (каталог "СКУД. Антитерроризм–2014"). Новый подход в стандартизации связан как раз с внедрением IP-технологий в СКУД и СОТ и проявился в активном влиянии международных промышленных ассоциаций Open Network Video Interoperability Forum (ONVIF) и Physical Security Interoperability Alliance (PSIA). Эти ассоциации, начинавшие работу с создания своих корпоративных стандартов в области IP-видеонаблюдения, в последние годы предлагают также свои стандарты и в области СКУД.
Все эти обстоятельства подтверждают актуальность дальнейшей работы по национальной стандартизации.
Прежде чем говорить о планах пересмотра стандарта ГОСТ Р 51241–2008, хочу обратить внимание специалистов на общее текущее состояние дел в области национальной стандартизации.
С 2002 г. до настоящего времени нормативно-правовую основу стандартизации и сертификации определяет Федеральный закон № 184-ФЗ "О техническом регулировании". Принятый в 2002 г., он отменил действующие на то время федеральные законы "О стандартизации" и "О сертификации продукции и услуг" и тем самым породил множество проблем в области национальной системы стандартизации. О недостатках этого закона и о проблемах, связанных с практикой его применения, написано множество статей и публикаций, в которых, в частности, говорилось о необходимости принятия нового закона "О стандартизации". Очевидно, критика возымела свое действие, и в октябре 2014 г. депутаты Государственной Думы России единогласно приняли в первом чтении проект Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации", разработанный Министерством промышленности и торговли РФ. Проект ФЗ согласован с рядом министерств и ведомств и был внесен в Правительство РФ в мае 2013 г.
В пояснительной записке к проекту ФЗ было отмечено, что "сложившаяся национальная система стандартизации в рамках Федерального закона "О техническом регулировании" не отвечает современным экономическим условиям, не позволяет решать широкий круг государственных и социально-экономических задач, в том числе для нужд обороны, преодоления технологического отставания, модернизации российской экономики в целях повышения конкурентоспособности российской продукции. Увеличился разрыв национальной системы стандартизации с наилучшими международными практиками в сфере стандартизации".
Проект еще не принят (на момент написания данной статьи). В окончательной редакции возможны изменения. В целом проект нового ФЗ сохраняет принципы, принятые в международной практике и в международных соглашениях в сфере стандартизации, заявленные в ФЗ "О техническом регулировании".
Отметим некоторые моменты проекта нового ФЗ, связанные с его влиянием на практику разработки национальных стандартов:
Кроме того, при разработке национальных стандартов необходимо также учитывать новые редакции следующих основополагающих стандартов, в которых также есть определенные изменения:
Проект нового ФЗ "О стандартизации в РФ", а также положения новых редакций основополагающих стандартов – это тема отдельного обсуждения. Однако, по моему мнению, положения новых документов по стандартизации позволяют сделать вывод, что в разработке стандартов (по крайней мере, в области СКУД) основная роль принадлежит техническим комитетам по стандартизации, объединяющим на добровольной основе и на условиях равного представительства представителей государственных и негосударственных организаций, прежде всего, представителей промышленности и потребителей продукции. Эта тенденция также наблюдается в международной стандартизации по линии МЭК ТК 79 с вхождением в состав комитета ТК 79 представителей международных промышленных ассоциаций ONVIF и PSIA.
Стандартизацией в области СКУД занимается комитет ТК 234, соответственно, планы и перспективы развития СКУД находятся в его компетенции. Однако основная область деятельности ТК 234 – это системы безопасности. Область применения СКУД значительно шире. Поэтому к разработке стандартов на СКУД нужно привлекать и другие технические комитеты (например, ТК 355 "Автоматическая идентификация", ТК 439 "Средства автоматизации и системы управления", ТК 098 "Биометрия и биомониторинг", ТК 22 "Информационные технологии").
Для информации приведу здесь перечень национальных и международных стандартов на СКУД.
Национальные стандарты на СКУД:
Стандарты на отдельные компоненты СКУД:
Международные стандарты на СКУД (некоторые находятся еще на стадии проектов):
Международные стандарты на отдельные компоненты СКУД:
1. Широкая сфера применения СКУД, активное развитие новых технологий в СКУД, наличие на рынке множества производителей оборудования делает актуальной разработку стандартов в области СКУД.
2. Состояние национальной стандартизации в области СКУД требует активизации работы. Действующий основной стандарт ГОСТ Р 51241–2008 требует обновления с учетом дальнейшего развития на его основе, новых стандартов на компоненты, интерфейсы взаимодействия, сводов правил на применение и т.д.
3. Разработка национальных стандартов в соответствии с проектом нового ФЗ "О стандартизации" должна производиться на основе гармонизации с международными стандартами, однако необходимо учитывать в них интересы отечественного рынка. Особенно это актуально в условиях современной действительности.
4. Международные стандарты на СКУД, разработанные в техническом комитете МЭК ТК 79 при участии России, также должны иметь возможность применения на территории РФ в установленном порядке. Для этого необходим квалифицированный перевод этих документов на русский язык. Это тем более необходимо, что русский язык является официальным языком ИСО и МЭК наряду с английским и французским.
5. Национальные стандарты на СКУД были разработаны по инициативе НИЦ "Охрана" МВД России комитетом ТК 234 как компоненты интегрированных (комплексных) систем безопасности. В связи с более широкой сферой применения СКУД необходимо привлекать к разработке стандартов специалистов других технических комитетов и организаций, связанных с контролем доступа и заинтересованных в деятельности по стандартизации. Разработку можно вести в рамках ТК 234.
6. Работа по стандартизации требует значительного финансирования. В проекте нового ФЗ "О стандартизации" есть статья 32 ("Источники и порядок финансирования работ по стандартизации"). В этой статье предусмотрено финансирование только из двух источников – за счет средств федерального бюджета и за счет средств государственных корпораций, организаций и общественных объединений. Этого явно недостаточно. В мировой практике значительная доля финансирования работ по стандартизации происходит за счет бизнеса, например в Германии до 80%. Считаю, что со стороны соответствующих государственных структур необходима разработка специальных мер для привлечения бизнеса к финансированию работ по стандартизации.
Опубликовано: Каталог "СКУД. Антитерроризм"-2015
Посещений: 6546
Автор
| |||
В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций