В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
На спортивные и связанные с ними иные мероприятия прибывают не только спортсмены и сопровождающие лица, но и большое количество болельщиков, официальных делегаций, а на церемониях открытия и закрытия соревнований возможно присутствие первых лиц государств. Все это требует осуществления масштабных мер по организации защищенности основных объектов, а также задействованной транспортно-логистической инфраструктуры.
За последние годы в государствах Содружества Независимых Государств прошли такие международные спортивные мероприятия, как:
Государствами – участниками СНГ накоплен значительный опыт по проведению комплекса организационно-оперативных мер, направленных на создание механизмов общей координации деятельности национальных структур по обеспечению безопасности спортивно-массовых мероприятий международного уровня, а также непосредственному решению вопросов антитеррористической защищенности объектов и инфраструктуры, на которых они проводятся.
Из этого опыта можно вывести основные моменты, определяющие алгоритм действий.
Принципами обеспечения безопасности и правопорядка во время подготовки и проведения спортивно-массовых мероприятий являются:
Для выработки эффективной системы безопасности экспертными структурами должен быть проведен анализ оперативной обстановки в стране и сопредельных государствах. На его основе необходимо выделить угрозы и риски, способные негативно влиять на обеспечение защищенности соревнований.
Повышенного внимания заслуживает наличие в стране и соседних государствах очагов террористической, экстремистской, а также этнической и религиозной напряженности.
В политическом плане необходимо учитывать имеющиеся разногласия по отдельным вопросам между государствами-участниками, которые могут спровоцировать нежелательные инциденты и столкновения между отдельными группами болельщиков. На внутреннем контуре потенциальную опасность представляют недостаточно контролируемые миграционные процессы, социально-экономические проблемы и наличие протестного потенциала у отдельных категорий граждан.
Успешность проведения мероприятий определяется в том числе:
Осуществление оперативно-розыскных мероприятий по выявлению устремлений зарубежных террористических, сепаратистских и экстремистских организаций, изготовление и сбыт огнестрельного оружия, взрывчатых, отравляющих и радиоактивных веществ и организация взаимодействия с зарубежными партнерами должны быть в центре внимания оперативного штаба и компетентных органов.
Прогнозирование угроз безопасности объектов, подлежащих антитеррористической защите, и обеспечение контроля за обстановкой на их территории следует проводить в тесном взаимодействии с руководством и персоналом данных объектов. Предварительно должен быть проведен комплекс проверочных мероприятий, направленных на определение уязвимости систем их безопасности к возможным террористическим атакам.
Помимо внешних угроз безопасности мероприятий, существуют и внутренние, менее очевидные. Концентрация людей на ограниченном пространстве всегда таит в себе потенциальную опасность: возрастает вероятность конфликтных ситуаций, любое, даже небольшое, чрезвычайное происшествие может привести к панике и жертвам. Аудитория, в которой возобладал инстинкт выживания, превращается в толпу и выходит из-под контроля, причиняя еще больший вред, чем сам источник паники. Вышеперечисленные факторы могут намеренно использоваться деструктивными элементами при планировании проведения акций террора.
В качестве положительного примера обеспечения безопасности спортивно-массовых мероприятий на пространстве СНГ можно назвать проведение чемпионата мира по хоккею в Минске в 2014 г.
Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь был спланирован и выполнялся ряд организационных, специальных, информационных и технических мероприятий.
Общая координация деятельности осуществлялась созданным приказом председателя КГБ республики оперативным штабом по обеспечению безопасности проведения чемпионата мира. В рамках реализации плана мероприятий на системной основе было организовано изучение и прогнозирование изменений оперативной обстановки в период подготовки к предстоящему спортивному форуму, налажено тесное взаимодействие с государственными органами и иными организациями Республики Беларусь, органами безопасности и специальными службами иностранных государств, международными организациями.
С учетом принятого решения о безвизовом въезде в страну участников и гостей спортивного форума особое внимание было уделено вопросу оперативного контроля обстановки на канале въезда/выезда. С целью недопущения проникновения в страну деструктивных сил правоохранительными органами был уточнен список лиц, въезд которых в республику запрещен или нежелателен. Данный документ формировался на основе материалов силовых структур Республики Беларусь и органов безопасности государств – участников СНГ.
Прогнозирование угроз безопасности объектов, подлежащих антитеррористической защите, и обеспечение контроля за обстановкой на их территории осуществлялись в тесном взаимодействии с руководством и персоналом данных субъектов хозяйствования. Проводился комплекс проверочных мероприятий, направленных на определение уязвимости их систем безопасности к возможным террористическим атакам. Выявление и пресечение террористической деятельности проходило с помощью решения ряда задач в соответствии с компетенцией КГБ Республики Беларусь во взаимодействии с иными государственными органами страны, а также представителями партнерских специальных служб иностранных государств.
С учетом особенностей оперативной обстановки в республике в период подготовки к проведению чемпионата мира по линии антитеррористической защиты органами госбезопасности было акцентировано внимание на своевременном получении и проверке информации о подготовке и совершении актов терроризма, осуществлении иной экстремистской деятельности, причастных к ней лицах, а также недопущении их въезда на территорию республики.
В целях выявления террористических угроз безопасности спортивных объектов чемпионата, а также участников и гостей, в том числе охраняемых лиц, в указанных местах органами государственной безопасности организовывалось несение службы оперативными нарядами. Аналогичная работа проводилась в пунктах пропуска через государственную границу по маршрутам следования участников чемпионата и зрителей и в местах их компактного проживания.
Готовность подразделений КГБ республики и иных государственных органов к пресечению актов терроризма в период проведения спортивных соревнований проверялась посредством целенаправленного проведения совместных командно-штабных учений (тренировок) и тактико-специальных занятий. В период подготовки к проведению чемпионата мира было организовано участие в нескольких межведомственных учениях, тренировках и занятиях, на которых отрабатывались вопросы государственного реагирования на акты терроризма, совершаемые на спортивных объектах и в местах массового пребывания граждан (спортивные комплексы "Минск-Арена", "Чижовка Арена", станции метрополитена, инфраструктурные объекты зон гостеприимства и др.).
К участию в реализации мер по предупреждению терроризма активно привлекалось население путем его информирования о признаках возможной террористической активности. Через средства массовой информации до сведения граждан также доводились рекомендации по порядку действий в кризисных ситуациях. Информация распространялась в местах массового скопления граждан, по телевизионным каналам и сети Интернет. При этом для недопущения возникновения ложных панических настроений в обществе одновременно публиковались материалы об эффективной реализации государственными органами мер по обеспечению безопасности участников и гостей чемпионата, а также о защите объектов проведения спортивных мероприятий от актов терроризма и иных противоправных действий.
Таким образом, для минимизации негативного влияния выявленных и потенциальных угроз безопасности проведения чемпионата мира по хоккею 2014 г. была реализована система соответствующих организационных, специальных, информационных и технических мер, предусматривающая проведение комплекса согласованных мероприятий как на стадии подготовки, так и непосредственно при проведении спортивного мероприятия.
Опыт организации и проведения массовых спортивных событий показывает необходимость серьезного внимания к разработке и планированию мер безопасности. Это сложный и длительный процесс. При составлении планов необходимо придерживаться определенной методики, которая должна быть успешно опробована в ходе подготовки и проведения предыдущих мероприятий, а планы должны быть разработаны на основании тщательного анализа возможных рисков. Только создание надежной матрицы безопасности и применения в ней не только апробированных временем решений по защите людей и объектов, но и целого ряда управленческих, информационных, организационных и правовых технологий, обладающих новизной и нетривиальностью, может гарантировать качественное решение задач по обеспечению безопасности международных спортивных и сопутствующих им массовых мероприятий.
Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #3, 2018
Посещений: 5399
Автор
| |||
В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций