В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Опыт работы экспертов Главгосэкспертизы России подтверждает, что многие специалисты нуждаются в разъяснении требований к порядку установления зон с особыми условиями использования территорий: охранных зон, зон санитарной охраны, а также санитарно-защитных зон, протянувшихся от границ особо опасных объектов до расположенных в непосредственной близости территорий городов и иных поселений, которые в процессе своего развития приблизились к ним.
Весьма проблематичным для многих проектировщиков является соблюдение минимальных расстояний от магистральных трубопроводов до населенных пунктов и объектов инфраструктуры, что необходимо в соответствии с п. 7.22 СП 36.13330.2012 "Магистральные трубопроводы", который включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 1521 от 26 декабря 2014 г.
Охранные зоны у магистральных газопроводов относятся к зонам с особыми условиями использования территории, как того требует постановление Правительства Российской Федерации № 1083 от 8 сентября 2017 г., которым внесены изменения в Правила охраны магистральных газопроводов, утвержденные Минтопэнерго России 29.04.1992 г., и постановление Госгортехнадзора России № 9 от 22 апреля 1992 г.
Правовой режим зон с особыми условиями использования территории регламентируется не только градостроительным и земельным законодательством, но и:
Многоотраслевой характер зон с особыми условиями использования территории предопределяет особенности правового режима, порядка установления и определения их границ, совокупности устанавливаемых требований.
В соответствии с действующим законодательством зона с особыми условиями использования территории считается установленной с даты внесения сведений о ее границах в документы государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Границы зоны с особыми условиями использования территории не могут быть внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) в случаях, если:
Следует отметить, что законодательством Российской Федерации, а именно федеральными законами "Об охране окружающей среды", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", "О газоснабжении в Российской Федерации", не предусмотрено направление сведений о границах зон с особыми условиями использования территории для внесения в ЕГРН.
В рамках комплекса норм, регулирующих градостроительную деятельность, отношения в сфере землепользования, недропользования и промышленной безопасности, связь красных линий и границ зон с особыми условиями использования территории условна. Исчерпывающие сведения о расположении красных линий и границ таких зон на схемах территориального планирования в правилах землепользования и застройки обычно отсутствуют, что приводит к нарушениям при планировании мест размещения объектов капитального строительства и снижению уровня их безопасности.
Опыт показывает, что в целях предупреждения застройки территорий, прилегающих к ОПО, необходимо внести изменения в действующее регулирование в части необходимости отражения сведений о границах зон с особыми условиями использования территории в ЕГРН, документах государственного кадастрового учета с обязательным обозначением их на местности опознавательными знаками. Как вариант – может быть изменен концептуальный подход к установлению красных линий, которые станут границей всех установленных ограничений и зон с особыми условиями использования территории.
В силу большого количества проблем в сложившейся правоприменительной практике по установлению красных линий и зон с особыми условиями использования территории по поручению Правительства Российской Федерации подготовлен проект федерального закона1, предусматривающего масштабные изменения в ряде законодательных актов, направленных на установление единых подходов к правовому регулированию определения таких зон и ограничений использования земельных участков, расположенных в их границах.
Законопроект принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении и готовится к рассмотрению во втором чтении.
Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #4, 2018
Посещений: 2826
Автор
| |||
В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций