В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
ФГУП "УВО Минтранса России" получило аккредитацию в качестве аттестующей организации в Федеральном агентстве воздушного транспорта (Росавиации) (свидетельство от 15 августа 2016 г. № 005), в Федеральном агентстве морского и речного транспорта (свидетельство от 25 января 2017 г. № 05), а также в Федеральном дорожном агентстве (свидетельство от 15 февраля 2017 г. № 004) и имеет право осуществлять аттестационную проверку лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности или осуществляющих такую работу, а также на обработку персональных данных отдельных категорий указанных лиц.
Для получения аккредитации в качестве аттестующей организации необходимо было выполнить ряд условий, а именно:
При подготовке документов возникла необходимость разработать Положение о порядке проведения проверок в целях аттестации лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности или осуществляющих такую работу, включить в него формы журналов, заключений (решений), инструктажей для всех видов проверок.
Для проведения проверки соответствия личностных (психофизиологических) качеств требованиям законодательства Российской Федерации по транспортной безопасности необходимо было подобрать, апробировать и получить заключения на применяемые методики (комплексы психодиагностических тестов), соответствующие научно обоснованным требованиям к ним по критериям надежности, достоверности и стандартизированности на основе профессиональной адаптации, а также технические средства инструментального измерения и обработки результатов психологического тестирования.
На первом этапе мы провели анализ имеющихся на данный момент технических средств инструментального измерения. Критерии отбора были следующие:
Для этих целей мы выбрали аппаратно-программный психодиагностический комплекс "Мультипсихометр" (АППДК "Мультипсихометр").
Следующим этапом мы определили целеподтверждение соответствия психодиагностических методик АППДК "Мультипсихометр" научно обоснованным требованиям по критериям достоверности, надежности и валидности, а также проведение апробации АППДК "Мультипсихометр" с целью выработки критериальных норм оценки профессионально важных качеств (ПВК) на основе репрезентативной выборки по каждой из категорий сил обеспечения транспортной безопасности.
Для обеспечения достаточно высокой прогностической ценности и надежности методик при их разработке и подборе, а также при практическом использовании в процедуре аттестации сил ОТБ необходимо руководствоваться рядом принципиальных положений, главными из которых являются три.
Методики должны позволять исследовать и оценивать именно те качества личности, которые являются профессионально важными для того или иного вида деятельности и выявлены в результате ее психофизиологического анализа. Должно быть ясно, какое качество подвергается изучению и почему именно его следует оценивать.
Реализация данного принципа предусматривает необходимость создания и поддержания в период обследования стандартности: обстановки и методик обследования, инструкции, формы регистрации, анализа и интерпретации результатов исследования.
Методики должны быть такими, чтобы их использование не требовало какой-либо специальной, длительной подготовки аттестуемых лиц. Желательно, чтобы они были экономичными с точки зрения стоимости аппаратуры, проведения исследования и обработки его результатов, а также экономичными в отношении времени, отведенного на проведение проверки. Методики должны быть простыми и, по возможности, обеспечивать массовое обследование при участии ограниченного количества обслуживающего персонала.
Для обеспечения необходимой репрезентативности выборки и получения достоверных, эмпирически обоснованных тестовых норм была сформирована выборка из числа сотрудников ФГУП "УВО Минтранса России".
Выборка формировалась стратометрическим способом. В данном случае генеральная совокупность рассматривается как совокупность групп, обладающих определенными характеристиками. В экспериментальную выборку отбирались испытуемые с соответствующими характеристиками так, чтобы в ней были равно представлены лица из каждой категории сил обеспечения транспортной безопасности.
Тестирование проводилось в диалоговом и бланковом форматах. В диалоговом формате испытуемый взаимодействовал непосредственно с аппаратными средствами комплекса, что позволяло осуществлять текущий контроль за ходом тестирования, формировать сигналы, корректирующие обратную связь, повысить уровень надежности результатов. При бланковом тестировании испытуемый получал бланк с шаблонами для ответов и инструкции. Данный вид тестирования применим в том числе для персонала с начальным уровнем пользователя персонального компьютера и обеспечивает возможность проведения группового тестирования. Обработка заполненных испытуемыми регистрационных бланков включала в себя их сканирование (сопровождающееся автоматическим распознаванием содержащейся на нем информации), подготовку данных для ввода в систему (включающую "паспортизацию" бланка и при необходимости корректировку считанной с него информации) и сохранение обработанных результатов тестирования в базе данных.
Принятие решения об использовании в работе по оценке персонала психологических тестов означает необходимость включения технологической цепочки, состоящей из ряда последовательно реализуемых этапов: профессиографический, критериальный, технологический.
В нашем исследовании предусматривалось изучение, анализ и систематическое описание профессиональной деятельности пяти категорий сил ОТБ. В результате первого этапа были составлены профессиограммы с включенными в них психограммами – списками психологических профессионально важных качеств работников, влияющих на их эффективность в процессе достижения профессионально значимого результата.
Важной составной частью профессиограммы является психограмма – описание психологических характеристик конкретной профессиональной деятельности, совокупности психофизиологических и личностных качеств работника, важных для ее успешного осуществления. Для разработки профессиограммы были взяты за основу следующие нормативные правовые документы:
Результаты анализа трудовой деятельности позволяют сформулировать критерии. В нашем исследовании сложная профессиональная деятельность – это такая работа, которая охарактеризована одновременным присутствием следующих особенностей:
Далее осуществлялась разработка технологии психологического обследования. Подбирались методики, составлялась "тестовая батарея", вырабатывался алгоритм анализа и интерпретации результатов, разрабатывалась форма и структура представления результатов.
Методологическая основа, определяющая структуру выбора и формирования "тестовых батарей", базировалась на необходимости отразить проявление системы, отраженной в профессиограмме, как взаимодействие профессиональных и личностных качеств, уровня развитости и закрепленности. Учитывались также требования обеспечения полноты изучаемых компонентов перечня компетенций, определенных нормативными актами Министерства транспорта РФ.
Таким образом благодаря стандартизации была достигнута сопоставимость результатов у разных испытуемых, возможность выражения тестовых оценок в относительных к выборке стандартизации показателях, сопоставление таких оценок в разных тестовых методиках. Полученные интегрированные результаты по тестовым батареям при этом решили целевую задачу исследования.
Далее полученные результаты прошли экспертизу и получили в Институте общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации заключение от органа по сертификации НП "Гранит-ЭС" – "Сертификация программного обеспечения, информационных технологий, средств информатизации и технических средств".
Для проведения проверки соответствия уровня физической подготовки отдельных категорий сил ОТБ требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности необходимо было подготовить не только техническую базу со спортивным инвентарем, но и разработать ряд документов.
В соответствии с требованиями законодательства к уровню физической подготовки отдельных категорий сил ОТБ аттестуемому лицу необходимо выполнить ряд упражнений. Здесь встал вопрос выбора, например, для мужчин между упражнениями "Подтягивание на перекладине", "Сгибание рук в упоре лежа" или "Толчок (жим) гири весом 16 кг".
Чтобы не возникло спорных моментов, была разработана форма заявления для аттестуемого лица, которую он должен заполнить, указав выбранный тип упражнения.
Следующим вопросом, который должна была решить аттестующая организация при организации проверки соответствия уровня физической подготовки, была необходимость врачебного наблюдения и оценка состояния здоровья аттестуемого лица при выполнении упражнений для оказания первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. А из этого следовало подготовить подробный инструктаж для аттестуемого лица не только по методике проведения проверки, но и по правилам безопасности для аттестуемых лиц при проведении проверки соответствия уровня физической подготовки.
В соответствии с требованиями законодательства проверка уровня знаний, умений и навыков сил ОТБ осуществляется с использованием перечней вопросов, разрабатываемых постоянно действующими комиссиями, созданными при центральных аппаратах компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности, подлежащих применению органами аттестации, аттестующими организациями. Органы аттестации на базе перечней вопросов, утвержденных руководителями компетентных органов, формируют билеты, содержащие тематические вопросы, требующие развернутых ответов, практические задачи, а также письменные (компьютерные) тесты, предлагаемые аттестуемым лицам при проверке знаний, умений, навыков. ФГУП "УВО Минтранса России" имеет оборудованный компьютерный класс для проведения проверок знаний, умений и навыков техническими средствами, обеспечено методическим материалом, наглядными информационными стендами, средствами аудио/видеофиксации. Для обработки данных было оборудовано служебное помещение, подготовлены и утверждены приказы о работе с персональными данными, инструкции о работе в аттестованном помещении и на персональном компьютере в соответствии с требованиями Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК). Была также проведена аттестация персонального компьютера для обработки и хранения персональных данных аттестуемых сил ОТБ. Сбор, накопление и хранение данных проверок и сведений может осуществляться на бумажном носителе и в электронной форме с использованием инфраструктуры единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ), подсистеме аттестации (контур К). Данные правила определены соглашением об организации информационного взаимодействия между оператором эксплуатации ЕГИС ОТБ и аттестующей организацией и опубликованы на сайте ФГУП "ЗащитаИнфоТранс".
Проработав некоторые вопросы с представителями этой организации, мы внесли предложения по дополнениям в систему, например, добавление данных по наименованиям категорий при перемещении в закладку списка аттестуемых лиц, допущенных к проверкам. Необходимо также добавить в перечень "состояние проверки" к вариантам "пройдена" и "не пройдена" таких, как "явка" и "неявка".
Информационное обеспечение процессов сбора, хранения и обработки персональных данных, учета и контроля показателей проверок в целях аттестации специалистов в области транспортной безопасности происходит посредством автоматизированной информационной системы – пилотного проекта ФГУП "УВО Минтранса России".
Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что ФГУП "УВО Минтранса России" рассматривает аттестацию как одну из важнейших задач обеспечения транспортной безопасности и выстраивает данную процедуру в общем контексте обеспечения транспортной безопасности. Принципиальным условием эффективной работы системы аттестации является ее комплексный характер.
Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #1, 2017
Посещений: 5423
Автор
| |||
Автор
| |||
В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций