В рубрику "Комплексные решения. Интегрированные системы" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Создание интегрированных систем безопасности (ИСБ) - это процесс построения комплекса технических средств охраны, работающих в едином информационном пространстве, что позволяет создавать произвольные модели взаимодействия различных систем, удовлетворяющие практически любым требованиям служб эксплуатации объекта. В роли интегрирующей среды, решающей задачи администрирования и управления всей системой в целом, выступает программный комплекс.
При строительстве нового объекта и наличии достаточного количества средств у инвестора интегрированную систему можно получить от одного из серьезных производителей типа Honeywell или Siemens. Здесь изначально все технические средства различных систем охраны работают под управлением единого программного продукта. Однако гораздо чаще возникает ситуация, при которой нужно либо интегрировать уже существующие разрозненные технические средства охраны, либо подстраиваться под корпоративные стандарты службы безопасности заказчика. В этом случае различные системы безопасности, созданные на базе разнообразных, но серийных аппаратных платформ, объединяются в единую ИСБ. Основой для нее служит программное обеспечение верхнего уровня. Процесс взаимодействия с оборудованием решается с помощью набора драйверов - специальных программных продуктов, отвечающих за интерфейс конкретного оборудования.
Хочется поделиться некоторыми проблемами, возникающими при интеграции различных систем, и подчеркнуть значимость службы эксплуатации объекта в создании оптимальной структуры интегрированной системы безопасности. Процесс разработки драйверов специфического оборудования в значительной мере зависит от состояния "открытости" программно-аппаратного обеспечения, предлагаемого производителем данного оборудования:
В случае разработки драйвера прямого протокола не всегда удается договориться с производителем оборудования о предоставлении полной информации. Особенно в части реализации функций управления оборудованием. Отдельные производители, предлагая открытый протокол только для обмена информацией, закрывают функции, связанные с управлением и настройкой оборудования. В большей степени это свойственно производителям импортного оборудования, поставляющим на рынок интегрированные системы собственного производства.
При разработке драйвера оборудования на основе программного приложения производителя приходится сталкиваться с проблемой дополнительной отладки не только разрабатываемого продукта, но и предлагаемого в качестве исходного. Особенно это относится к программным продуктам отечественного производства. Все программные продукты тестируются перед выходом в свет, но никто не застрахован от ошибок, особенно программисты. Ситуацию, которая может возникнуть на объекте, не то что смоделировать, иногда даже и предусмотреть-то невозможно. Но все равно с прискорбием приходится констатировать "сырость" отдельных программных продуктов, с которыми приходилось иметь дело при разработке драйверов оборудования. Данная проблема свойственна не только отечественным разработчикам. Ошибки встречаются и в импортных приложениях. И в подобных случаях принципиально важной является реакция на устранение замечания (сроки, отношение к проблеме).
Проблема отладки программного обеспечения непосредственно на объекте заслуживает отдельного внимания. Довольно часто приходится сталкиваться с тем, что, даже несмотря на наличие технического задания, постановка задачи производится непосредственно во время дискуссий и бесед с заказчиком. При этом огромное значение приобретает дружественный и профессиональный интерфейс между разработчиком и заказчиком. Не всегда, особенно на первых этапах создания системы, появляется четкое и ясное видение конечной реализации. К сожалению, мнение разработчиков о том, как работать в условиях конкретного уникального по структуре и новизне объекта, не всегда совпадают с мнением заказчика. Следовательно, в ходе реализации поставленной задачи, а чаще - на стадии, следующей за эксплуатацией реализованного, приходится сталкиваться с некоторыми несоответствиями представления о системе с функционирующим механизмом. Вот на данном этапе и выявляется степень профессионализма разработчика. Возможность модернизации системы за счет внутренних возможностей и ресурсов системы без значительного привлечения дополнительных средств и затрат и определяет стоимость, а также качество реализованного решения.
Данный период наиболее ценен в плане устранения "неловленных фичей" и доводки принятых технических решений до совершенства с целью избежать ошибок в последующих реализациях. В первую очередь это касается отладки программной части системы, так как в процессе эксплуатации происходит ее непроизвольное тщательное тестирование.
Опыт и история создания интегрированных систем безопасности нашими специалистами привели к построению базовой структуры ИСБ на основе программного комплекса (ПК) LyriX российского производства. Выбор данной структуры обоснован принципами организации и использованием технологий, обеспечивающими открытость системы для сторонних разработчиков: стандартной технологии стыковки модулей (CORBA) и технологии работы с базами данных (JDBC). Кроме этого, в LyriX используется технология, обеспечивающая универсальность применения различных программных продуктов, а именно формат XML, в котором сохраняются, экспортируются, импортируются настройки объектов и создаются конфигурационные файлы. Использование ПК LyriX позволяет успешно решать неожиданные задачи типа интеграции ИСБ с системами, не относящимися напрямую к безопасности, а именно: системами автоматизации и жизнеобеспечения объектов и/или комплексом информационных систем. Так, в настоящее время на одном из крупных объектов общественно-спортивного назначения нашими специалистами реализована система, включающая в себя ИСБ, системы автоматизации и информационные системы. Использование в качестве единого идентификационного признака персональной карты стандарта ISO15693 позволило не только объединить различные базы данных в общее информационное пространство, но и предоставлять комплекс услуг по безопасности коммерческого характера:
Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #2, 2010
Посещений: 7061
В рубрику "Комплексные решения. Интегрированные системы" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций