В рубрику "Комплексные решения. Интегрированные системы" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Нередко эту задачу пробуют оперативно решить посредством установки большого количества специального оборудования. Такой подход может показаться привлекательным. Однако даже самые современные технологии оказываются неэффективными и слишком затратными, если применять их бессистемно.
Почему? Прежде всего потому, что они не дают системного эффекта с точки зрения управления режимом. Технические средства остаются несвязанными друг с другом инструментами, предоставляют фрагментарные данные о ситуации, не учитывают управленческие потребности первых лиц и подвержены негативным воздействиям человеческого фактора (оператор может неосознанно или намеренно скрыть или исказить информацию). А это значит, что при возникновении реальной угрозы служба безопасности окажется неподготовленной к тому, чтобы четко и точно отреагировать на ситуацию и предупредить наступление последствий.
Кроме того, при таком подходе возникает множество других вопросов. Например: сколько нужно операторов и какой квалификации, чтобы своевременно обрабатывать все тревожные сигналы с технических средств? Как система защищена от саботажа? Как определяются достоверность и потенциальная опасность того или иного тревожного сигнала? Насколько быстро и в какой форме эта информация доводится до руководителей разного уровня и как принимаются решения по реагированию на тревоги? Как происходит отработка тревожных ситуаций? Ответить на эти вопросы, применяя отдельные слабосвязанные технические решения, практически невозможно. И это вполне закономерно. Безопасность объекта с повышенными требованиями к режиму может быть обеспечена только на основе комплексного подхода, связывающего в единое решение технические и организационные меры Каким образом это сделать?
Сначала создается модель защиты объекта Затем данная модель по понятным критериям и правилам наполняется необходимыми техническими решениями. Что представляет собой такая модель?
Во-первых, это модель угроз, которая включает в себя:
Другими словами, полное понимание, что и от кого необходимо защищать.
Во-вторых, это сценарии и способы защиты, которые должны противодействовать угрозам Здесь три основных элемента - обнаружение, отражение и ликвидация, которые блокируют собой каждый сценарий угрозы.
Обнаружение
Очевидно, что большинство инженерно-технических средств защиты - видеонаблюдение, тепловидение, радиолокационные системы, периметральная сигнализация, досмотровая техника, средства контроля и управления доступом и т.д. - являются средствами обнаружения Отсюда следует основная задача эффективной системы безопасности - как можно раньше обнаружить и идентифицировать угрозу (желательно на дальних подступах к объекту и на ранних этапах подготовки акта незаконного вмешательства) и оперативно оповестить силы службы безопасности
Террористическая угроза является далеко не единственной проблемой, с которой приходится сталкиваться службам безопасности транспортных объектов. В большинстве случаев источником угроз становится человеческий фактор: внешние нарушители, проникающие на территорию и в режимные зоны объекта, и внутренние, из числа штатного персонала или посетителей, имеющие возможность легально получить допуск на объект.
Поэтому модель системы безопасности должна быть ориентирована не только на противодействие известным угрозам, но и на оперативное обнаружение "тонких" и нетипичных отклонений, которые часто являются первыми признаками подготовки актов незаконного вмешательства Здесь необходимы мощные средства анализа событий и сопоставления разнородных данных.
Отражение
К средствам отражения относятся периметральные укрепления, противотаранные средства, система контроля и управления доступом. Их задача - замедлить распространение угрозы до момента ее ликвидации и не допустить беспрепятственного продвижения противника к критическим элементам объекта.
Ликвидация
Здесь два ключевых момента.
1. Правильная расстановка технических средств и физических сил охраны на объекте. Это достигается зонированием и эшелонированием зон транспортной безопасности.
2. Максимально быстрая и точная передача сигналов в системе для начала ликвидации угрозы. Тут крайне важны возможности системы сбора и обработки информации.
Эффективна такая система безопасности, которая сокращает до минимума время с момента обнаружения угрозы до ее ликвидации силами службы безопасности. Этот временной период должен быть меньше, чем время, необходимое противнику для преодоления технических рубежей защиты и нанесения ущерба.
В основе такого подхода экономическая логика: чем позже обнаруживается угроза и чем больше времени требуется для ее пресечения, тем выше вероятность неблагоприятного исхода ситуации и нарастания ущерба. А это как минимум - финансовые потери, как максимум - здоровье и жизнь пассажиров. Соответственно чем раньше система обнаружит отклонение и оповестит об этом руководителя службы безопасности, тем больше будет возможностей для предупреждения нежелательных последствий.
Задача ликвидации угрозы сегодня, как правило, решается путем соответствующих регламентов реагирования. Вопрос в том, как обеспечить и гарантировать выполнение этих регламентов? Это едва ли не основная задача интегрированной системы безопасности, которая способна обеспечить высокий уровень защищенности и удерживать его в заданных границах. Давайте посмотрим, как это происходит на практике.
Как мы уже обозначили выше, единственное, чем может управлять служба безопасности, - это время, в течение которого необходимо обнаружить и нейтрализовать нарушителя. Чем этот временной промежуток больше и чем эффективнее система умеет обнаруживать "тонкие отклонения" и координировать работу сил реагирования, тем выше шансы на переход от режима тушения пожаров к режиму их предупреждения. Иными словами, чтобы не тратить время и силы на борьбу с угрозой, необходимо создать условия, при которых эти угрозы не будут возникать или будут немедленно пресекаться.
Основная концептуальная задача решается на уровне модели. Там задаются сценарии и тактики противодействия угрозам, определяется портрет будущей системы и формируется видение того, какие элементы в нее должны входить и как все эти элементы должны взаимодействовать между собой
В своих проектах мы предпочитаем использовать метод глубокой интеграции подсистем и организационных мероприятий в единые комплексные решения с единым интерфейсом управления. Работая в данном направлении, мы получаем следующую логику работы комплекса.
Логика работы комплекса
На пути противника несколько инженерно-технических рубежей, последовательно защищающих границы зон безопасности и подступы к критическим элементам. Уже на подходе к объекту противник обнаруживается средствами периметральной сигнализации. Тревожный сигнал оперативно передается в диспетчерский центр безопасности, где сотрудники службы
безопасности оценивают степень угрозы и варианты развития событий. Сигнал также доставляется руководителю службы на специальный тревожный монитор. При необходимости информация может в реальном времени передаваться в силовые структуры.
Дальнейшие действия по отработке угрозы:
Результат
Все перечисленные действия (как организационные мероприятия, так и работа технических средств) взаимоувязаны в единый комплекс и реализуются последовательно, без временных задержек, без потери или искажения данных. Противник обнаруживается на ранних этапах, информация своевременно поступает к руководителю службы безопасности и в диспетчерский центр, после чего запускаются соответствующие сценарии отражения и ликвидации угрозы. Сценарии также управляются и контролируются системой до того момента, пока угроза не будет пресечена и инцидент не будет исчерпан.
Такой результат достигается за счет комплексного подхода к защите объекта. А это прежде всего:
В настоящее время данный подход внедряется в нескольких российских аэропортах первой категории.
Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #3, 2012
Посещений: 7950
Автор
| |||
В рубрику "Комплексные решения. Интегрированные системы" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций