В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Сегодня Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки – это не только уникальное хранилище памятников музыкальной культуры, не имеющее аналогов в мире, но и научно-исследовательское и просветительское учреждение. В начале 1995 г. указом Президента Российской Федерации музей был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Фонд музея – около миллиона единиц хранения – включает в себя музыкальные инструменты разных народов мира, личные документы музыкантов, звукозаписи, редкие книги и ноты, а также изобразительные материалы: театрально-декорационную живопись и графику, скульптурные портреты музыкантов, предметы декоративно-прикладного искусства, живопись, графику, фотографии. Значительное место занимают работы таких мастеров театральной живописи, как Н.К. Рерих, К.А. Коровин, Ф.Ф. Федоровский, А.Ф. Лушин, В.Ф. Рын-дин, Б.А. Мессерер, В.Я. Левенталь (по информации с сайта www.glinka.museum).
Музей, его картинные галереи, библиотека, архив относятся к особо ценным объектам национального культурного наследия со специфическими требованиями к защищенности коллекций от возгораний. Средства пожаротушения для них должны подбираться дифференцированно, с учетом:
К основным причинам возгорания в музеях можно отнести человеческий фактор, неисправность в проводке, проведение ремонтных работ без соблюдения правил безопасности, вандализм и террористическая угроза.
Более 80% музейных коллекций и библиотечных фондов хранится в запасниках музея им. М.И. Глинки. Превалирующую их часть (более 90%) составляют органические материалы: бумага, кожа, ткани, связующие масляной и темперной живописи, дерево и .п., склонные к тлению и горению внутри объема без доступа воздуха как целлюлозные.
С химической точки зрения процесс сгорания входит в обширную группу реакций окисления: горючий материал + кислород = продукты сгорания + тепло. При этом содержащийся в органическом материале компонент – целлюлоза, в состав которой входит большое количество кислорода, связанного с углеродом – окисляется с выделением большого количества тепла.
Задача автоматических установок пожаротушения (АУП) – локализовать очаг пожара, не допустить развития процесса горения материала на соседние площади и предметы. При ложных тревогах существует угроза попадания ржавчины и пыли при срабатывании сприн-клерных и и газовых систем.
Многие музеи владеют старыми установками АУП, требующими переосвидетельствования. Работники музеев зачастую сталкиваются с невозможностью восстановления систем и с поиском источников финансирования для закупки современных АУП.
При выборе типа АУП следует учитывать:
При выборе учитывают также капитальные вложения и текущие затраты на АУП.
Установками АУП, предназначенными для защиты объектов музея, согласно требованиям НПБ 110–03, должны быть оборудованы фондохранилища музейных коллекций, книгохранилища, архивы и смежные с ними помещения. Защита экспозиционных и выставочных залов не требуется.
Необходимым условием применения АУП является срабатывание на начальной стадии пожара – при появлении первого, невидимого дыма.
АУП должны обеспечивать безопасность людей в защищаемом помещении и решать также одну из следующих задач:
Современные здания музеев, относимые к памятникам архитектуры различных периодов, представляют собой сложную систему, в составе которой инженерные системы безопасности и жизнеобеспечения, поддержания комфортных условий, энерго- и ресурсообеспечения взаимодействуют между собой и со средой в условиях внешних и внутренних опасных факторов техногенного, природного и антропогенного характера.
Среди подобных факторов необходимо в первую очередь учитывать:
Невозможно представить себе современные объекты музея мирового значения, спроектированные, построенные и эксплуатируемые без учета международных норм. К их минимальному перечню, который должен использоваться при реконструкции и строительстве, относятся нормы Международной организации по стандартизации (ИСО) – ИСО ТК 92 "Пожарная безопасность", для выбора и применения технологий пожаротушения – ИСО ТК 21 "Оборудование для защиты от пожара и тушения пожара". Отмечается (Руководство ИСО МЭК 51:1990. Аспекты безопасности. Руководящие указания): "Функциональная безопасность системы не может быть определена без ее рассмотрения как единого целого со средой, с которой она взаимодействует". Это положение ИСО является ключевым при решении задач безопасного сохранения музейных коллекций, интерьеров, конструкций сооружений и музейного оборудования. Ассоциация противопожарной защиты разработала стандарт NFPA 909, в котором подчеркивается необходимость оборудования музеев, библиотек, архивов, читальных и компьютерных залов газами и спринклерными автоматическими установками пожаротушения тонкораспыленной водой (ТРВ).
Тенденция развития пожаротушения направлена на использование установок с ТРВ и "чистым газом", которые безопасны для человека и окружающей среды, а также обладают высокой эффективностью подавления пожара, не нанося при этом даже минимального ущерба защищаемому объекту.
Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #3, 2011
Посещений: 11098
Автор
| |||
В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций