Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Современные системы противопожарной защиты метрополитена

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Современные системы противопожарной защиты метрополитена

Метрополитен – уникальный объект строительства. В мировой и российской практике создания современных систем противопожарной защиты объектов особой важности, каковым является метрополитен, с каждым годом все более отчетливо наблюдается рост спроса на технические решения, способные обеспечить не только высокий уровень обнаружения возгораний и их быстрого тушения, но и стопроцентную безопасность таких систем для защищаемого оборудования
Антон Анненков
Исполнительный директор ГК "Пожтехника"

Первоочередными задачами при пожаре в метро являются обеспечение безопасной эвакуации людей, недопущение развития и распространения пожара, ликвидация очага возгорания.

Для этих целей объекты метрополитена оборудуют различными системами автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией при пожаре, автоматическими системами пожаротушения, системой дымоудаления и подпора воздуха. Одним из основополагающих документов при разработке вышеуказанных инженерных систем является Свод правил 120.13330.2012.

Специфика метро – высокая пожароопасность и интенсивный пассажиропоток

Объекты метрополитена – понятие достаточно емкое, к ним относятся и тоннели глубокого залегания, и станции, и различные служебные помещения самого разного назначения. Кроме того, это могут быть помещения серверных и центров обработки данных, где находится дорогостоящее электронное оборудование, диспетчерские и пункты управления, где крайне важно обеспечить бесперебойную работу. Кроме вышеперечисленных, в метрополитене есть кроссовые, электрощитовые и трансформаторные помещения, шкафы с аппаратурой и т.д. В офисных помещениях также могут находиться серверы с критически важной информацией, архивы и т.п.

Спецификой подземных объектов метрополитена являются, с одной стороны, высокая пожарная нагрузка, наличие большого кабельного хозяйства, протяженные линии под высоким напряжением, а с другой – высочайшая концентрация людей, формирующих интенсивные пассажиропотоки.

Термокабель – новые возможности в технологии раннего обнаружения перегрева и возгорания

Что касается технологий обнаружения возгораний, все чаще на первый план выдвигается требование раннего и даже сверхраннего обнаружения. Сегодня задачу сверхраннего обнаружения перегрева наиболее эффективно выполняет линейный тепловой извещатель (термокабель), а дыма – аспирационные извещатели различной конструкции.

Термокабель применяется для защиты кабельных каналов и эскалаторов различных метрополитенов по всему миру – от Сан-Франциско до суперсовременных подземок Сеула, Шанхая и Сингапура. Главные достоинства термокабеля – способность обнаружить перегрев на ранней стадии, еще до начала тления и появления дыма, и не имеющая аналогов надежность. При сроке службы свыше 25 лет термокабель определит начало пожара в нужный момент, без ложных срабатываний.


Отсутствие ложных срабатываний обеспечивает появившаяся относительно недавно функция подтверждения температуры срабатывания. При достижении пороговой температуры происходит расплавление полимерной оболочки, покрывающей два проводника термокабеля, что приводит к замыканию и формированию сигнала "Пожар" на традиционных моделях линейных извещателей. Новая функция обеспечивает контрольное измерение температуры в точке замыкания, и если температура равна или выше пороговой, система переходит в состояние "Пожар". Если температура ниже пороговой, выдается сигнал "Неисправность", это означает, что замыкание термокабеля было вызвано механическим передавливанием, а не нагревом.

В тоннелях метро проложены силовые питающие кабели, линии связи и управления – они протянуты по всей длине тоннелей и станций метро. Перегрев и возгорание, вызванные электрической дугой, короткими замыканиями, искрами, связанными с механическими неисправностями подвижного состава, – это лишь некоторые потенциальные источники пожара в тоннелях. Применение термокабеля в мировой практике признано наиболее эффективным методом обнаружения возгорания, учитывая его высокую надежность, низкую стоимость обслуживания и возможность мониторинга участков большой протяженности.

Автоматическую пожарную сигнализацию – в каждое помещение!

Автоматическая пожарная сигнализация (АПС) служит для:

  • автоматического обнаружения возгораний в защищаемых помещениях;
  • включения системы оповещения людей о пожаре;
  • контроля работоспособности и состояния всех подключенных компонентов;
  • приоритетного вывода тревожных сигналов диспетчеру с круглосуточным дежурством;
  • отключения общеобменной вентиляции, включения системы дымоудаления и подпора воздуха;
  • формирования и передачи сигналов о пожаре в смежные системы для разблокирования эвакуационных выходов, турникетов;
  • формирования и передачи сигналов о состоянии и работе систем на диспетчерский пункт линии (ДПЛ).

Для выполнения перечисленного функционала используются адресно-аналоговые приемно-контрольные приборы, позволяющие точно определить, в каком помещении произошел пожар. Такие приборы имеют кольцевые шлейфы с изоляторами короткого замыкания, обеспечивающие высокую надежность работы системы. В случае обрыва или короткого замыкания в шлейфе система пожарной сигнализации продолжает выполнять свои функции.

В зависимости от назначения помещения и первичных факторов пожара применяются: дымовые точечные извещатели, дымовые линейные извещатели, тепловые точечные извещатели, тепловые линейные извещатели или аспирационные извещатели. Автоматической пожарной сигнализацией оснащаются все помещения станционного комплекса (технические, служебные, вспомогательные, платформа станции, помещения тягово-понизительных подстанций (далее ТПП), кроме санузлов, помещений категории "Д" и лестничных клеток.

Задачи систем пожаротушения

Автоматические установки пожаротушения выполняют функции:

  • автоматического обнаружения и ликвидации возгорания в защищаемых помещениях;
  • формирования и передачи сигналов о состоянии и работе установок на пост круглосуточного дежурства.

Автоматические установки газового пожаротушения (далее АУГПТ) применяются для защиты помещений серверных, релейных, аппаратных и радиоузлов с использованием газового огнетушащего вещества ФК-5-1-12, которое является наиболее эффективным и безопасным как для персонала, так и для ответственного оборудования.


Спецификой защиты объектов метрополитена является близость защищаемых помещений к тоннелям и к пассажирским платформам. В случае выпуска огнетушащего газа недопустим выброс токсичного газа при ложном (нештатном) срабатывании системы (например, электромагнитная наводка, ошибка в ходе технического обслуживания, человеческий фактор). Резкий запах может спровоцировать панику, а в часы пик это может привести к трагическим последствиям. Газовое огнетушащее вещество, применяемое на объектах метрополитена, в идеале не должно иметь запаха и, самое главное, быть гарантированно безопасным для людей. При этом речь идет о сценариях ложного срабатывания, которые происходят в несколько раз чаще штатных, "по пожару".

Значительная часть накопленной реальной статистики по несчастным случаям с гибелью людей при выпуске огнетушащих веществ из АУГПТ (углекислота, хладоны) указывает, что наиболее распространенным видом несчастного случая является ложный выпуск газа из установки при неисправностях в системах автоматики или нарушении правил эксплуатации установок газового пожаротушения. Таким образом, подавляющее большинство жертв таких несчастных случаев погибло от непосредственного токсического воздействия соответствующих огнетушащих агентов, а не продуктов разложения или горения. В связи с этим наиболее эффективным способом предотвращения таких несчастных случаев является использование в АУГПТ огнетушащего вещества ФК-5-1-12, которое не оказывает токсического воздействия на организм в условиях ложного выпуска. Широкий опыт применения систем с ГОТВ ФК-5-1-12 на протяжении последних 10 лет показал, что ни одного случая отравления либо иного вреда здоровью при выпуске ФК-5-1-12 не зафиксировано, хотя за это время происходили и реальные тушения пожаров, и ложные выпуски.

При анализе сценария реального пожара следует учитывать еще целый ряд факторов, самым важным из которых является своевременное обнаружение возгорания. Чем раньше очаг пожара будет выявлен, тем быстрее можно будет его нейтрализовать. При обнаружении пожара на самой ранней стадии ликвидировать очаг возгорания можно, не прибегая к запуску системы пожаротушения. Упомяну еще раз, что такую задачу на сегодняшний день наилучшим образом выполняют линейные тепловые и аспирационные дымовые извещатели. И те и другие сегодня выпускаются в России, причем качество и технические характеристики не уступают, а иногда и превосходят аналоги иностранного производства.

Перспективы тушения тонкораспыленной водой

Для защиты помещений, где невозможно обеспечить герметичность, хорошо зарекомендовали себя системы тушения тонкораспыленной водой (ТРВ). Ведущие зарубежные и отечественные производители предлагают сегодня оборудование с различными техническими и ценовыми характеристиками, и объективно и полно разобраться, какая система от какого производителя будет оптимальной защитой для конкретного помещения с конкретной пожарной нагрузкой, можно лишь проведя натурные огневые испытания.


Дополнительным преимуществом систем тушения ТРВ является возможность их применения на путях эвакуации – мелкодисперсные капли воды эффективно поглощают тепло и токсичные продукты горения. Практика применения ТРВ на объектах метрополитена в России еще не получила широкого распространения и наработки опыта эксплуатации, но опыт других стран, например, Финляндии, где 100% помещений станций метро защищается системами с ТРВ, а также появление оригинальных отечественных разработок говорит о том, что системы тушения ТРВ имеют хорошие перспективы и большой потенциал, и не только на объектах метрополитена.

Системы порошкового тушения – применение возможно, но ограниченно

Автоматические установки порошкового пожаротушения на объектах метрополитена применяются чаще всего для тушения помещений кладовых и складов горюче-смазочных материалов. Порошковое тушение также широко применялось для защиты подвагонного пространства на старых сериях подвижного состава. Сегодня современные вагоны оснащаются системами вентиляции и кондиционирования воздуха, новыми системами контроля и управления, и часть их сосредоточена в подвагонном пространстве. Порошковое тушение для таких систем не является хорошей защитой, ведь в случае срабатывания все они с большой долей вероятности придут в негодность, и их необходимо будет заменить. Для новых серий вагонов разработана и внедряется система компактного автоматического газового пожаротушения с применением ФК-5-1-12. Аналогичные системы уже успели хорошо зарекомендовать себя после более чем 8 лет эксплуатации на серийных вагонах проекта Eurotrain (Европоезд).

Нюансы проектирования ОКЛ – новые требования и новые риски

Согласно Федеральному закону № 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на объектах метрополитена в системах пожарной безопасности применяются только огнестойкие кабельные линии (ОКЛ). Основным требованием при проектировании ОКЛ является сохранение работоспособности всех элементов, входящих ее состав, при воздействии пламени на время, необходимое для безопасной эвакуации людей и нормального функционирования систем пожарной безопасности. Под "кабельной линией" понимается вся конструкция, включающая не только сам огнестойкий кабель, но и кабельный лоток, выполненный из огнестойкого материала, а также все элементы крепления (вплоть до шурупов), каждый из которых должен соответствовать требованиям огнестойкости. Распространенной ошибкой при проектировании является применение только лишь огнестойких кабелей – на этапе экспертизы или подготовки проекта на стадии рабочей документации (РД) эта ошибка будет неизбежно выявлена, но бюджет на материалы уже не будет включать в себя материалы для ОКЛ, и дополнительные затраты с большой долей вероятности лягут на подрядчика. Такая ситуация нередко происходит и при использовании проектной документации, подготовленной до декабря 2015 г., когда вступили в силу новые требования.

Условия для безопасной и своевременной эвакуации людей

Системы дымоудаления и подпора воздуха обеспечивают условия для безопасной и своевременной эвакуации людей. Дымоудаление происходит из зон платформенной части и коридоров, ведущих к бытовым, техническим помещениям. Кроме того, дымоудаление осуществляется с платформ, в случае возгорания передвижного состава или непосредственно на станции метрополитена.

Подпор воздуха осуществляется в зоны, безопасные для маломобильных групп граждан, в шахты лифтов и лестничные клетки.

Система оповещения и управления эвакуацией является комплексом технических средств, обеспечивающих своевременную эвакуацию людей при пожаре, и включает в себя:

  • речевое громкоговорящее оповещение пассажиров и персонала в вестибюлях, на платформе, а также на эскалаторах;
  • звуковое оповещение во всех других помещениях с постоянным или временным пребыванием людей;
  • cветоуказатели направления движения "ВЫХОД", подключенные к аварийному освещению;
  • двустороннюю связь с диспетчером станции;
  • световое оповещение в местах пребывания маломобильных групп населения (лифтовые холлы, вестибюли, платформа, пожаробезопасные зоны).

В целом можно сказать, что для объектов транспортной инфраструктуры, в особенности метро, критически важными являются следующие компоненты пожарной безопасности:

  • грамотное проектирование;
  • мониторинг систем в реальном времени;
  • предупреждение пожаров;
  • сверхраннее обнаружение возгорания;
  • эффективное и безопасное тушение.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #1, 2017
Посещений: 6833

  Автор

Анненков А. П.

Анненков А. П.

Исполнительный директор ГК "Пожтехника"

Всего статей:  13

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций