В рубрику "Охранная и охранно-пожарная сигнализация, периметральные системы" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Спутниковый мониторинг транспорта – чрезвычайно востребованная сегодня технология, позволяющая не только контролировать местонахождение автомобиля в реальном времени, но и получать информацию о его различных параметрах, например о скорости движения, расходе топлива, нагрузке на оси и др.
Нормативные документы обязывают оснащать аппаратурой спутниковой навигации общественный транспорт и другие транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов. Впрочем, сфера применения систем мониторинга не ограничивается указанными видами транспортных средств, так как собственники любых автомобильных парков отлично понимают, что их использование позволит сократить издержки на эксплуатацию автомобилей и повысить уровень безопасности. Общим местом в данном случае является то, что в первую очередь рассматривается вопрос контроля транспорта вне территории предприятия, но не менее актуальным для крупных промышленных объектов и других организаций, имеющих большую территорию, является контроль движения автомобилей на охраняемой территории.
Промышленные предприятия, в особенности связанные с опасными производственными процессами, логистические парки и складские комплексы, имеющие распределенную территорию, являются объектами, на которых необходимо претворять в жизнь хорошо продуманную политику безопасности. Разработка и планомерное применение комплекса организационно-технических мер в данной области позволит предотвратить хищение материальных ценностей и другие преступные посягательства Более того, последовательная работа в этом направлении в целом повышает уровень трудовой дисциплины, что приводит к снижению производственного травматизма и росту производительности труда.
Стоит отметить, что, как правило, на объектах подобного рода "безопасность до проходной" организована хорошо - бывшие сотрудники силовых структур и вооруженных сил, зачастую выступающие в роли руководителей служб безопасности, разрабатывают и внедряют необходимые процедуры. Получение пропуска на территорию, не говоря уже о несанкционированном проникновении на объект, становится непростой задачей. Однако после пересечения границы контрольно-пропускного пункта транспортное средство и водитель зачастую оказываются предоставленными сами себе, что может привести к нежелательным последствиям.
Конечно, на промышленных предприятиях обычно внедрена практика, когда постороннее транспортное средство допускается на территорию только в сопровождении ответственного сотрудника предприятия, но здесь уже вступает в действие пресловутый человеческий фактор. Значительное количество преступлений является результатом действий собственного персонала - как говорят в народе: "Кто что охраняет, тот то и имеет". Многие руководители служб безопасности считают, что на помощь в этом случае должна приходить система видеонаблюдения, но исследования показывают, что один человек может контролировать в реальном времени не более 4 камер, и на практике эти системы используются больше для расследования уже случившихся преступлений, чем для их предупреждения. Задачу слежения за перемещениями автотранспортного средства в полной мере позволяют решить только системы спутникового мониторинга транспорта.
Данный вид технологического мониторинга основывается на комбинации средств спутниковой навигации на базе систем ГЛОНАСС/GPS и систем сбора, хранения и передачи информации. Наиболее распространенными на данный момент являются системы, обеспечивающие дистанционную передачу данных о транспортных средствах на пульт контроля в онлайн-режиме, чаще всего посредством сети мобильной связи на базе стандарта GSM.
С технической точки зрения устройство мониторинга представляет собой устанавливаемый на транспортном средстве прибор, имеющий в своем составе приемник спутниковых сигналов от систем GPS/ГЛОНАСС, модуль сбора и хранения информации и модуль передачи информации для онлайн-систем. Данные от устройств мониторинга поступают на пульт контроля, где они принимаются, обрабатываются и хранятся на сервере, а также выводятся на рабочее место администратора или диспетчера.
Наибольшее распространение рассмотренные выше технологии имеют в области мониторинга автомобильного транспорта, принадлежащего предприятию и осуществляющего выезды вне его территории. Действительно, иных способов доставить информацию до пункта контроля за исключением применения существующих общедоступных средств мобильной связи в данном случае не существует. Однако будут ли целесообразны неотъемлемые затраты на поддержание в рабочем состоянии системы подобного рода, включающие в себя, например, оплату услуг операторов сотовой связи при использовании системы мониторинга транспорта внутри территории предприятия, и может ли существующее оборудование решить все проблемы обеспечения безопасности распределенного объекта?
Рассмотрение данных вопросов необходимо вести с учетом специфики поставленной задачи, которая заключается в следующих исходных требованиях:
В данном случае более перспективным как с организационной, так и с экономической точки зрения выглядит подход, основанный на создании собственной радиосети, предназначенной для передачи данных от приборов спутниковой навигации.
Беспроводные технологии в специализированных системах применяются очень широко, что выражается, к примеру, в большом количестве объектов, оснащенных системами пожарной и охранной сигнализации, в которых передача информации осуществляется по радиоканалу. Подобные системы просты в программировании и монтаже, имеют широкий спектр функций и отличные показатели с точки зрения экономики внедрения и эксплуатации. В этой связи абсолютно оправданным является перенос существующего позитивного опыта в данной области в сферу мониторинга автомобильного транспорта.
Беспроводные системы охранно-пожарной сигнализации имеют свою специфику, и прямо скопировать используемые в них технологии для реализации системы мониторинга невозможно. Однако российские инженеры уже представили радиосистемы, в которых работают и свободно перемещаются до 2000 мобильных устройств, при этом система ретрансляции позволяет обеспечивать дальность связи до 50 км.
Внедрение такой технологии снимает все барьеры перед созданием мобильных беспроводных устройств, имеющих в своем составе ГЛОНАСС/GPS-трекер и модуль приемопередатчика на специализированном радиоканале. Данные устройства выпускаются в различных исполнениях с целью обеспечения контроля передвижения по территории не только транспортных средств, но и людей - посетителей или сотрудников охраны.
Применение специализированных систем для целей мониторинга передвижения посетителей и транспорта имеет ряд очевидных преимуществ:
Важность интеграции, в особенности с системами видеонаблюдения, трудно переоценить, так как подобное межсистемное взаимодействие позволит максимально автоматизировать работу оборудования и снять нагрузку с оператора. Примером такой совместной работы может служить процесс въезда и регистрации транспортного средства в системе, когда его номер считывается видеокамерой, стоящей на КПП, и автоматически передается в программу рабочего места оператора, где ему присваивается определенное устройство слежения. С другой стороны, интеграция, например с системами складского учета, даст возможность автоматически формировать разрешенный маршрут передвижения по территории логистического комплекса, исходя из характера груза, заявленного в накладной. Все, что нужно сделать охраннику, – это несколько раз щелкнуть мышью и надежно закрепить маяк на корпусе автомобиля.
Безусловно, интеграционные возможности системы мониторинга не исчерпываются указанными вариантами. Сейчас на рынке начали появляться видеокамеры, имеющие возможность наведения и фокусировки по заданным координатам, что в комбинации с рассматриваемыми решениями дает инженерам, создающим системы безопасности, неограниченные возможности для творчества.
Несмотря на то, что системы спутникового мониторинга транспорта, основанные на комбинации средств навигации и устройств передачи данных на базе стандарта GSM, в настоящее время активно разрабатываются и внедряются, они не могут решить всех вопросов, связанных с требованием передачи координат объекта на пункт контроля. В частности, такой задачей является контроль передвижения транспорта по территории объекта. Разворачивание собственной радиосети для передачи данных, основанной на современных беспроводных технологиях, обеспечивающих возможность одновременной работы большого количества устройств и их свободное перемещение по территории, является оптимальным решением. Такой подход открывает новые возможности для руководителей служб безопасности с точки зрения интеграции с различными системами и автоматизации работы сотрудников охраны и, что крайне важно в текущей экономической ситуации, позволяет сделать это максимально экономически эффективно.
Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #1, 2016
Посещений: 8538
Автор
| |||
В рубрику "Охранная и охранно-пожарная сигнализация, периметральные системы" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций